Словари :: Церковные термины

# Слово  Значение 
1ВАИЙ НЕДЕЛЯ праздник Входа Господня в Иерусалим. Название происходит от обычая приходить в этот день в храм с ветками пальмы (вайя — от греч. ветка), подобно тому, как жители Иерусалима встречали Иисуса с пальмовыми ветвями (см. Ин.12, 13). На Руси вместо пальмовых ветвей приносят ветки вербы, откуда происходит русское название праздника — Вербное воскресение. 
2ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 21 ноября ст. ст. (4 декабря нов. ст.). Установлен на основании церковного предания. В этот день вспоминается, как благочестивые родители девы Марии Иоаким и Анна привели Ее в трехлетнем возрасте в иерусалимский храм, чтобы исполнить свой обет — посвятить Ее Богу. Согласно преданию, Мария с этого времени жила и воспитывалась при храме до своего обручения праведному Иосифу. 
3ВЕЛИКАЯ СУББОТА суббота страстной седмицы. В этот день вспоминается погребение тела Иисуса Христа. На утрене поются непорочны с похвалами (стихи псалма поются хором, похвалы — краткие молитвословия — читаются чтецом после стихов псалма). После Великого славословия совершается крестный ход с плащаницей и затем читаются паримии, Апостол и Евангелие (Мф. 27; 6266). После утрени читаются часы и изобразительны (изобразительны состоят из блаженны, Символа веры, молитвы «Отче наш» и других). Литургия Василия Великого начинается с вечерни. Во время вечерни читаются пятнадцать паримии, содержащих ветхозаветные пророчества о Иисусе Христе, затем читается и поется ветхозаветная песнь трех еврейских отроков в «вавилонской пещи» (Дан. 3; 5788). Перед чтением Апостола вместо трисвятого поется крещальная песнь «Елицы во Христа креститеся...». Вместо херувимской песни поется молитва «Да молчит всяка плоть человеча...». Задостойник — «Не рыдай, Мене, Мати...». Евангелие читается о воскресении Иисуса Христа (Мф. 28; 120). 
4ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ важнейшие праздники православной церкви. В день великого праздника совершается Всенощное бдение «и вся служба праздника совершается по уставу» (Типикон). К великим праздникам принадлежат (в скобках указывается новый стиль): Пасха, двунадесятые праздники, Обрезание Господне 1(14) января; Рождество Иоанна Предтечи 24 июня (7 июля), день памяти св. первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня (12 июля), Усекновение главы Иоанна Предтечи 29 августа (II сентября), Покров Пресвятой Богородицы 1(14) октября. 
5ВЕЛИКИЙ ПОСТ важнейший из многодневных постов, начинается за семь недель до праздника Пасхи и кончается субботой Страстной седмицы. Великому посту предшествуют три подготовительные недели. Богослужения, напоминающие о приближении Великого поста, начинаются в воскресение — в «неделю о мытаре и фарисее» (Лк. 18; 10-14. Называется по евангельскому литургическому чтению в этот день). Затем следует сплошная седмица, оканчивающаяся воскресением, посвященным притче о блудном сыне — «неделя о блудном сыне» (Лк. 15; 11-32. Называется по литургическому чтению этого дня). Следующее воскресение — «мясопустная неделя» — посвящено Страшному суду (см. Мк. 16; 9-20), с понедельника начинается масленица, оканчивающаяся воскресением — «сыропустной неделей \', в этот день воспоминается изгнание Адама из рая. С понедельника начинается Великий пост. Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на всех богослужениях читается покаянная молитва св. Ефрема Сирина (IV в.) «Господи и Владыко живота моего...». Во время Великого поста в среды и пятницы, а также в понедельник и вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается литургия Преждеосвященных Даров (кроме дня Великой пятницы); по субботам и в шестое воскресение совершается литургия Иоанна Златоуста; в остальные воскресения, а также в четверг и субботу Страстной седмицы — литургия Василия Великого; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. В первые четыре дня Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского (VIII в.). Каждое воскресение Великого поста имеет особое воспоминание. В первое воскресение после литургии совершается чин Торжества православия, установленный в память восстановления почитания икон в 842 г. в Византии. Второе воскресение посвящено св. Григорию Паламе, архиепископу города Солунь (совр. Салоники, Греция), византийскому богослову-исихасту (XIV в.). Третье воскресение, называемое Крестопоклонной неделей посвящено поклонению Кресту (поклонение совершается от воскресения до пятницы). Четвертое воскресение посвящено св. Иоанну Лествичнику, игумену монастыря Синайской горы, автору «Лествицы» (VI — VII вв.). В четверг пятой недели на утрени снова читается канон св. Андрея Критского, а также читается канон в память св. Марии Египетской и ее житие (отчего все богослужение, длящееся несколько часов, получило название «стояние Марии Египетской«). Суббота пятой недели посвящена воспоминанию избавления Константинополя в 626 г. от персидского и аварского нашествия, в память чего читается Великий акафист Пресв. Богородицы (этот день также называется «Похвала Пресвятой Богородицы» или «Суббота Акафиста»). Пятое воскресение посвящено св. Марии Египетской, подвизавшейся в Палестине в VI в. Суббота шестой недели — «Лазарева суббота» — посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря (см. Ин. II; 146). В шестое воскресение отмечается праздник Вход Господень в Иерусалим. Следующая, последняя неделя называется Страстной седмицей. О богослужении в эти дни см. Страстная седмица, Великий четверток, Великий пяток, Великая суббота. Тексты богослужений Великого поста содержатся в Триоди Постной. 
6ВЕЛИКИЙ ПЯТОК (ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА) пятница Страстной седмицы. В этот день совершается воспоминание Распятия и погребения Иисуса Христа. Литургия в этот день не совершается (если Великий пяток совпадает с праздником Благовещения, совершается литургия Иоанна Златоуста). Во время утрени читаются Двенадцать Евангелий двенадцать евангельских текстов, посвященных страданиям Иисуса Христа: 1е Евангелие — Ин. 13; 31-18; 1; 2е Ин. 18; 128; 3е — Мф. 26; 57-75; 4е — Ин. 18; 28-19; 16; 5е — Мф. 27; 337; 6е — Мк. 15; 1632; 7е — Мф. 27; 3354; 8е — Лк. 23; 32-49; 9е — Ин. 19; 2537; 10е — Мк. 15; 4347; 11е — Ин. 19; 3842; 12е — Мф. 27; 6266. Т.к. богослужебный день начинается с вечера, то утреня обычно служится вечером в четверг. Совершаемые утром Великого пятка Царские часы (составлены Кириллом Александрийским (IV в. Египет)) состоят из иных псалмов, нежели обычные часы: 1 час — 5, 2, 21 пс; 3й — 34, 108, 50; 6й — 53, 139, 90; 9й — 68, 69, 85; после псалмов читаются паримии, Апостол, Евангелие (1 час — Мф. 27; 156; 3й — Мк. 15; 1641; 6й — Лк. 23; 32-49; 9й — Ин. 18; 2819; 37). Изобразительны, следующие после царских часов, состоят из блаженны, Символа веры, молитвы «Отче наш» и некоторых других, 33 псалма. Вечером Великого пятка служатся вечерня и повечерие. На вечерне читаются Апостол и Евангелие (евангелие составное — т.е. состоящее из различных евангелий: Мф. 27; 138; Лк. 23; 3943; Мф. 27; 3954; Ин. 19; 3137; Мф. 27; 5561), совершается вынос плащаницы. ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК (ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ) — четверг Страстной седмицы. В этот день вспоминается Тайная Вечеря Иисуса Христа с учениками, Гефсиманское моление, взятие под стражу Иисуса Христа и суд у первосвященников и прокуратора Иудеи Понтия Пилата. На утрене читается Евангелие о Тайной Вечери (Лк. 22; 139). После утрени совершаются часы — первый (с чтением паримии), третий, шестой и девятый. После девятого часа читаются изобразительны, состоящие из блаженны, Символа веры, молитвы «Отче наш» и некоторых других. Литургия Василия Великого начинается с вечерни. На вечерне читаются паримии, после которых следуют литургийные Апостол и Евангелие (евангелие составное — состоящее из текстов различных евангелий: Мф. 26; 120; Ин. 13; 317; Мф. 26; 2139; Лк. 22; 4345; Мф. 26; 4027; 2). Вместо херувимской песни трижды поется молитва «Вечери Твоея Тайныя днесь...». Вечером в Великий четверток совершается малое повечерие. В кафедральных соборах при архиерейском богослужении после литургии архиереем совершается чин умовения ног сослужащим с ним священникам. 
7ВЕЛИЧАНИЕ краткое песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу или к.л. святого. Начинается со слова «Величаем» (или «Ублажаем»). Поётся в праздничные дни на утрене после полиелея и на литургии после отпуста. 
8ВЕНЦЫ короны, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания. 
9ВЕНЧАНИЕ богослужение, во время которого совершается таинство брака благословляется и освящается христианский брак. Венчание совершается священником (очень редко архиереем), причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства. В практике православной церкви венчание принято совершать после обручения. Венчание происходит так: по обручении жених и невеста, держа зажженные свечи, входят из притвора в храм (или же от западной стены храма подходят ближе к алтарю) и становятся на белый плат, лежащий перед аналоем с крестом и Евангелием. Священник, спросив о твердости их намерения, возглашает благословение и великую ектению, читает иерейские молитвы и затем с благословением возлагает венцы на головы жениха и невесты и трижды возглашает тайносовершительную молитву «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их». Возглашается прокимен и читаются Апостол (Еф. 5; 2033) и Евангелие (Ин. 2; 111), произносится ектения и поется молитва «Отче наш». Венчающиеся пьют из чаши с вином и затем священник трижды обводит их вокруг аналоя, в это время хор поет тропари «Исайе ликуй...», «Святии мученицы...», «Слава Тебе Христе Боже», после чего священник снимает венцы, читает завершающие иерейские молитвы и произносит отдует. В православной церкви венчание разрешается совершать и над вступающими во второй или третий брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв. В Русской православной церкви венчание не совершается во все посты, на пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресения (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг). 
10ВЕЧЕРНЯ общественное богослужение, совершаемое вечером. Вечерня различается вседневная, малая и великая. Вседневная вечерня совершается в будние дни, малая вечерня перед всенощным бдением, великая вечерня — под праздники и воскресения. В чин великой вечерни входят: благословение; пение предначинательного псалма (во время которого священник читает светильничные молитвы и кадит храм); великая ектения; пение стихов 1, 2 и 3 псалмов, стихир на «Господи воззвах», догматика; вход с кадилом; пение «Свете тихий» — гимна первых веков христианства; прокимен (в некоторые дни читаются паримии); сугубая ектения; пение вечерней молитвы «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам...» (в праздники совершается лития), пелие стихир на стиховны; молитвы праведного Симеона «Ныне отпущаеши» (Лк. 2; 29-30); трисвятое: молитва Св. Троице; «Отче наш«; «Богородице Дево, радуйся»; тропари; отпуст. На вседневной вечерне предначинательный псалом читается, а не поется, не совершается входа и не читаются паримии, вместо первых трех псалмов читается рядовая кафизма. Малая вечерня является сокращением вседневной. Соединение великой вечерни, утрени и первого часа называется всенощным бдением. Чин вечерни входит также в состав литургии Преждеосвященных Даров и литургии Василия Великого в Великий четверток и Великую субботу. 
11ВИКАРИИ (лат. наместник) архиерей, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении другому архиерею. 
12ВОДООСВЯЩЕНИЕ . освящение воды, совершаемое священником (или архиереем.) троекратным погружением креста и благословением. Освященная вода используется для освящения дома, различных предметов, ее пьют с целью духовного укрепления. Водоосвящение бывает великое и малое. Великое совершается накануне и в день праздника Богоявления (Крещения), малое в дни храмовых и некоторых других праздников (Преполовения Пятидесятницы, Происхождения честных древ и др.), а также по желанию верующих в любой день. В чин великого освящения воды входят благословение, тропари, паримии (Ис. 35; 110; 55; 113; 12; 36), чтение Апостола (1 Кор. 10; 14) и Евангелия (Мк. 1; 912), великая ектения, иерейские молитвы, благословение воды и погружение креста при пении крещенского тропаря, отпуст. В чин малого освящения входят тропари, 142 пс., 50 пс., чтение Апостола и Евангелия, ектения, благословение воды и погружение креста, отпуст. Чин малого и великого освящения воды содержится в требнике (чин великого освящения также в месячной минее за январь). 
13ВОЗГЛАС краткое молитвословие, провозглашаемое священником или архиереем. Некоторые возгласы являются завершением тихо читаемой молитвы. 
14ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 14 сентября ст.ст. (27 сентября нов. ст.). Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 г. вблизи Иерусалима на месте Распятия Иисуса Христа — Голгофе. Крест был найден приехавшей в Палестину царицей Еленой (матерью императора Константина Великого) и иерусалимским патриархом Макарием и воздвигнут на месте обретения, чтобы Ему мог поклониться сошедшийся народ. В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост. 
15ВОЗДУХ большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа (см. Лк. 23; 53). 
стр. 1 из 2 Всего найдено: 20 значений
 1  2
Поиск по слову
А  Б    В    Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  



Доска объявлений
Добавить объявление
Все объявления
Агрокарта Французская косметика Купить билет в дельфинарий Утеплення

voc.metromir.com © 2004-2006
metromir:  metromir.ru  атлас мира  библиотека  игры  мобильный  недвижимость  новости  объявления  программы  рефераты  словари  справочники  ТВ-программа  ТЕКСТЫ ПЕСЕН  Флеш игры  Флеш карты метро мира